Самоанализ урока
Класс________
Тема урока _____________________________________________
Тип урока и его структура _____________________________________
- Какое место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
- Каковы цели урока, дать оценку успешности в достижении цели урока, обосновать показатели реальности урока?
- Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
- Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями урока.
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организованы регулирование и коррекция знаний?
- Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
- Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
- Наметить перспективы своей деятельности.
Семь золотых правил для учителя.
- Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
- Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).
- Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).
- «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
- Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
- Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).
- Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).
Заповеди молодому учителю
- Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
- Будь приветливым – и будешь смелым.
- Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
- Умей требовать и прощать.
- Верь в уникальные способности каждого ученика.
- Будь компетентен и будь уверенным.
- Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
- Претворяй процесс обучения в радость.
- Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.
Памятка начинающему учителю
- Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.
- Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
- Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.
- Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
- Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» - это приучает школьников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый ученик был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
- Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.
- Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.
- В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
- В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к классу.
Советы опытных коллег молодому учителю
- Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в классе.
- Рационально используйте каждую минуту урока.
- Объясните ученикам цель, задачи, урока.
- Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте ученикам решать их самостоятельно.
- Не спешите исправлять ошибку ученика, лучше если её исправят учащиеся.
- Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке – предлагайте учащимся больше писать, решать примеры, творить.
- На уроке каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.
- Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.
- Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.
- Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.
- Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие .
- Посещайте уроки старших учителей. Применяйте у себя их позитивный опыт.
- Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице ученика.
Памятка молодому специалисту
Во избежание ошибок начинающие учителя должны обращать внимание на:
- Постановку голоса. Необходимо сразу же уточнить хорошо ли учителя слышно.
- Темп урока. Манера общения должна быть непринужденная, избегать употребления слов-паразитов, целых повторяющихся фраз.
- Внешний вид учителя должен быть всегда опрятным, подтянутым, аккуратным.
- Знание индивидуальных особенностей учащихся. Заучить имена учащихся и поскорее.
- Профессиональную этику. Нельзя допускать фамильярности, избегать заигрывания ради дешевого авторитета.
- Дисциплину в классе.
Рекомендации по поддержанию дисциплины
- Придерживаться твердых правил и требований.
- Придя в класс изложить свои требования.
- Однажды обсудив эту тему с учениками, учитель обязан настаивать на выполнение установленных им норм и правил. Любое отступление от этого правила влечет за собой отрицательные последствия для педагогического процесса.
- Принимая от ученика неряшливо выполненную работу, учитель поощряет дальнейшую нерадивость.
- Сделать вид, что не замечаешь как двое учеников, не стесняясь, разговаривают на уроке, значит дать повод другим последовать их примеру.
- Учитель также должен предупредить о мерах, которые будут приняты.
- Нужно избегать неоправданной снисходительности и «жесткого» стиля.